Ошибки начинающего программиста (часть 1)

Прежде чем перейти к рассмотрению реальных ошибок хочу сказать, что не стоит бояться ошибок как таковых. Давно известная поговорка “на ошибках учатся” работает и в программировании. При этом стоит быть готовым к ним и уметь их воспринимать как неотъемлеммую часть работы программиста. Это позволит избегать их повторения и набираться опыта.

Перейдем собственно к рассмотрению самих вероятных ошибок, которые поджидают неопытных новичков.

1) Написание кода без четкого плана

Выполнение любой работы, создание любого контента на высокачественном уровне требует серьезного подхода, изучения сути, исследования и глубокого понимания проблемы. Программирование не исключение.

Чтобы написать качественный код необходимо пройти через процесс:

Думай – Исследуй – Планируй – Пиши – Валидируй – Вноси правки

Примерное по такой схеме работает создание любого приложения. И если на небольшом приложении этим можно принебречь из-за малых объемов возможных исправлений и корректировок, то на больших и мсштабных приложениях отсутсвие четкого понимания на каждом этапе может создать большие проблемы в написании кода и успешной реализации проекта в целом.

Программирование в основном сводится к чтению ранее написанного кода, изучению необходимых изменений и как они впишутся в текущую систему, планирование написания функций небольшими, тестируемыми добавками кода. Написание же нового кода может составлять не более 10% всего времени.

Не думайте о программировании, только как о процессе написания кода. Программирование – это основанный на логике творческий процесс требующий определенных навыков.

2) Слишком долгое планирование написания кода

Планирование перед написанием кода это хорошо, но его не должно быть много. Идеального плана не существует! Не пытайтесь его создать. Начните с достаточного плана, который позволит вам начать писать код.

Правда в том, что в процессе работы план будет терпеть изменения, будут появляться новые обстоятельства и идеи, пожелания заказчика. Для начала необходимо создать “скелет”, который поможет начать работу и очерить общие черты и масштабы. Не стоит пытаться запланировать реализацию всех функций наперед. Чрезмерное планирование – пустая трата времени. Достаточно запланировать несколько и продвигаться дальше по мере их реализации. В процессе работы может оказаться, что функции которые изначально казались нужными не будут таковыми, а тех которые реально необходимы вы даже не планировали.

3) Недооценка важности качества кода

Никогда недооценивайте важность удобочитаемость кода. Непонятный код – это мусор, который даже не подлежит вторичной переработке. Основная задача программиста это понятным образом отображать любые решения над которыми вы работаете.

Используйте принятые стандарты написания кода на том языке, на котором вы пишите. Следуйте отступам и правилами наименования переменных. Не забывайте и про длинну строк. Если вы до конца еще не освоились с этими правилами, то используйте вспомогательные инструменты проверки и форматирования, которых сейчас очень много для разных языков. Они помогут вам автоматически делать отступы и напомнят о типичных ошибках. Используйте IDE, в функционал которых уже включены такие вспомогательные инструменты. Сделайте себе жизнь легче.

К удобочитаемости кода так же можно отнести не только длинну строк, но и их количество. Старайтесь не писать слишком длинные функции и файлы. Разбивайте длинный код на части таким образом, чтобы его можно было тестировать и поддерживать поотдельности.

Далее еще несколько советов по удобочитаемости кода.

Для именования переменных и констант используйте понятные и недвусмысленными имена. Не думайте, что длинный код – хороший код. Короткий код лучше в любом случае. Пишите больше только, если это облегчает читабельность. Например, не пишите сложные вложенные тернартные выражения только для того, чтобы сделать код короче. Удалите ненужный код!

Не используйте чрезмерное количество условной логики. Во многих случаях можно обойтись без нее. Ищите альтернативы и выбирайте наиболее удобный для чтения вариант. Не пытайтесь оптимизировать производительность кода до тех пор пока не сможете ее изменить.

Ну вот три пункта позади, так много всего нужно написать, а уже более пятиста слов. Буду следовать одному из советов и разобью материал на несколько публикаций. На этом все, а я пошел готовить продолжение ошибок начинающих программистов. Жду ваших комментариев.

DevOSA

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.